38209
Написано: 04.03.2022
Редактировалось: 15.07.2024
ВАЖНО!
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Определение
Афазией называют расстройство ранее сформированной речевой функции. Иными словами, при афазии человек полностью или частично теряет способность передавать свои мысли с помощью слов, записывать свои мысли и/или понимать обращенную к нему речь. Эта патология носит неврологический характер.
Причины появления афазии
Афазия считается следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга у человека с уже полностью сформированными речевыми навыками.
Изображение используется согласно лицензии Shutterstock.Среди наиболее распространенных причин, способных привести к афазии, отмечают:
- геморрагические и ишемические инсульты: у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром (системное нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности говорить и обусловленное локальным поражением одной и/или более речевых зон мозга); у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения наблюдается тотальная моторная или сенсорная афазия;
- черепно-мозговые травмы (сотрясения, ушибы головного мозга);
- воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс);
- опухолевые процессы в головном мозге;
- хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы (болезнь Альцгеймера).
Риск нарушения функции речи значительно повышается у пожилых пациентов с хроническими заболеваниями (атеросклерозом сосудов головного мозга, гипертонической болезнью, ревматическими пороками сердца), а также у людей с отягощенным анамнезом (ранее перенесенными транзиторными ишемическими атаками, травмами головы).
Классификация заболеванияВ настоящее время в клинической практике используют классификацию афазии по А.Р. Лурия, где выделено шесть форм заболевания:
- Акустико-гностическая афазия.
- Акустико-мнестическая афазия.
- Афферентная моторная афазия.
- Семантическая афазия.
- Эфферентная моторная афазия.
- Динамическая афазия.
В случае обширных повреждений коры головного мозга, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – нарушение способности и говорить, и понимать речь. Нередко встречаются смешанные формы заболевания.
Симптомы афазииМоторная афазия
Она бывает двух типов – афферентная и эфферентная. В первом случае у пациента отмечается отсутствие инстинктивной речи, речевой эмбол (слово, его часть или короткое словосочетание, которые больной повторяет много раз подряд при попытке что-то сказать). При тяжелой стадии болезни человек не может произнести даже звук. Еще одним признаком афферентной афазии являются значительные трудности при записывании букв в правильном порядке. Больные, как правило, не могут сложить язык трубочкой, поцокать языком и т.д.
При эфферентной афазии сохраняется ситуативная речь (речь, которую человек использует в определенной ситуации, чтобы описать происходящее вокруг или задать вопросы, требующие пояснения), но сильно страдает способность к повторению. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения речь может отсутствовать полностью и для сообщения какой-либо информации больной пользуется жестами. У многих наблюдается аграфия (они могут запись слово, если произнесут его по слогам). В тяжелых случаях человек не может правильно произнести слово и, соответственно, записать его.
Эфферентная моторная афазия может проявляться неспособностью человека читать вслух.
Акустико-гностическая (сенсорная) афазияПациенты с этой формой афазии теряют способность понимать обращенную к ним речь, но могут складывать слоги в слова и говорить (однако это относится только к простым и знакомым словам). Поскольку словарный запас очень примитивный, то речь человека выглядит запутанной и нелогичной. Часто больные говорят быстро, эмоционально, но несвязно. Люди с акустико-гностической афазией могут записывать слова и читать вслух.
Акустико-мнестичнеская афазия
Больные кажутся забывчивыми и, зная назначение того или иного предмета, не помнят, как он называется. Люди с такой формой афазии лишены способности понимания антонимов и синонимов, переносных значений слов.
Основная характеристика афазии данной формы выражается в словарном дефиците. Речь таких людей спонтанна и эмоциональна, но в основном содержит глаголы.
Акустико-мнестическая афазия часто сопровождается дефектами счета и других арифметических действий, но при этом больные неплохо читают. В отличие от сенсорной формы заболевания, акустико-мнестическая афазия характеризуется сохранением фонематического слуха (систематизированного слуха, позволяющего различать и узнавать звуки родного языка).Семантическая афазия
Такая форма афазии характеризуется тем, что больной забывает названия предметов и явлений, не понимает сложные грамматические конструкции. Речь, как правило, сохранена, но письмо и чтение значительно замедляются. У многих развивается акалькулия – патология, при которой человек не понимает числа и не в состоянии выполнять арифметические действия.
Пациенты с семантической афазией не воспринимают переносный смысл слов, поговорки, пословицы.
Динамическая афазияДинамическая афазия достаточно вариативна и проявляется разной степенью нарушения коммуникативной функции: от отсутствия экспрессивной речи до незначительного нарушения речевой коммуникации. При наличии выраженного расстройства диагностируется не только речевой дефект, но и выраженная эхолалия и эхопраксия (когда человек механически повторяет за своим оппонентом его действия).
Диагностика афазии
Афазию диагностируют с помощью специально разработанных методик, позволяющих определить уровень речевых навыков пациента и его неврологическое состояние.
Оценивают:
- спонтанную речь по количеству произносимых слов, наличию спонтанных ошибок, частоте и продолжительности пауз для подбора подходящих слов;
- понимание речи: пациента просят указать на объекты, которые называет специалист, ответить на элементарные вопросы («да» или «нет»);
- чтение и письмо: пациента просят написать любую фразу и произнести ее вслух;
- семантические навыки: врач просит в течение минуты назвать максимальное количество, например, животных, которых пациент может вспомнить.
- КТ головного мозга или МРТ головного мозга;