Top.Mail.Ru
Откройте чат или скачайте Viber
logo

От выбранного города зависят цены и способы оплаты.
Пациентам
Результаты анализов
Результаты анализов
Версия для слабовидящих
Ru
En
Сменить язык
Пациентам

Вакцинация: показания, противопоказания и мифы

Логотип INVITRO
44 Написано: 12.08.2025 Редактировалось: 12.08.2025

В настоящее время вакцинация считается наиболее эффективным методом профилактики инфекционных заболеваний. Иммунизация населения позволила снизить распространенность таких инфекций, как дифтерия, столбняк, полиомиелит, ликвидировать заболеваемость натуральной оспой. Однако, по данным Минздрава РФ, последние годы наблюдается рост случаев кори, краснухи и паротита. Чиновники объясняют это антипрививочной компанией – то есть отказом родителей делать своим детям прививки. На эту тему сломано уже немало копий, написано сотни научных, научно-популярных и псевдонаучных статей, но заболеваемость упомянутыми инфекциями растет, и это факт. Мы решили внести свою маленькую лепту в споры между сторонниками и противниками вакцинации и поговорили об этом с главным врачом лаборатории «Инвитро-Сибирь», врачом-инфекционистом, к.м.н. Андреем Сергеевичем Поздняковым.

Поздняков.jpgАндрей Сергеевич, начнем, пожалуй, с новорожденных. В первые дни жизни, еще находясь в роддоме, ребенок получает прививки от гепатита В и туберкулеза. Однако есть родители, которые прямо в роддоме пишут отказ от этих вакцин и объясняют свои действия тем, что малыш еще слишком мал, чтобы так нагружать его иммунную систему, и о его здоровье, включая, например, наследственные иммунодефициты, ничего не известно. «Если всё будет хорошо, сделаем позже» – говорят они. Что бы вы им возразили? Или они частично правы?

А.С.П. Я – сторонник вакцинации, мое мнение – вакцинацию нужно проводить. Однако замечу, что календарь детских прививок создан, в том числе и для того, чтобы систематизировать и упорядочить график вакцинации. Это удобно, в первую очередь, для врачей и не вносит хаос. Хотя, вне всякого сомнения, индивидуальный подход к каждому ребенку предпочтительнее, к нему нужно стремиться, но пока до него слишком далеко.

Первые две вакцины (БЦЖ и гепатит В) ставят в роддоме. Но делают это не только потому, что так лучше всего для ребенка, но и из соображений удобства для здравоохранения в целом. Теоретически, эти две прививки можно сделать и позже. Однако представим, что так начнут поступать многие родители. Речь сразу пойдет об индивидуальной медицине, а поскольку такой подход по разным причинам пока не осуществим, начнется тот самый хаос.

Истины ради нужно отметить, что вакцинация БЦЖ не имеет противопоказаний для новорожденного за исключением случаев, когда существует высокий риск наличия у ребенка первичного иммунодефицита. Это дети, рожденные от родителей с уже имеющимися верифицированными дефектами иммунной системы или тех, кто состоят в родственных браках. У всех остальных новорожденных вакцина БЦЖ, выполненная в роддоме, не вызовет негативных реакций.

То же можно сказать и про вакцину от гепатита В. Хотя по желанию родителей ее можно отодвинуть на некоторое время и ввести в график прививок на любом этапе. Однако прививаться от этого заболевания все-таки нужно – на сегодняшний день гепатит В удерживает первое место в мире по распространенности! Тем более, современная вакцина от этого заболевания – одна из самых безопасных с точки зрения побочных эффектов. Совсем иной подход к детям, рожденным у матерей, инфицированных вирусным гепатитом В, – им вакцинация обязательна и проводится по ускоренной схеме, поскольку они находятся в высокой группе риска по сравнению с другими новорожденными.

Некоторые родители становятся антипрививочниками чуть позже, например, ознакомившись с календарем прививок и решив, что в первые два года жизни ребенка вакцин слишком много. Их аргументы таковы: «ребенок живет в благополучной семье, где все здоровы, а в дошкольные учреждения он/она не ходит», «родители привиты, соответственно, не заболеют и ребенка не заразят», «наш ребенок часто болеет простудными заболеваниями, значит, у него слабый иммунитет, куда ему еще прививки», «пусть переболеет в детстве – дети болеют легко» и т.д. Есть ли какие-то аргументы в пользу того, чтобы такие родители задумались и, возможно, поменяли свое решение?

А.С.П. Логика этих родителей основывается только на их собственном опыте, что следует из их рассуждений и аргументов. Более того, они уповают на коллективный иммунитет, то есть на то, что подавляющее большинство детей привиты. Однако число таких родителей увеличивается, соответственно, снижается количество привитых детей. Они руководствуются не объективными данными, а страхом за здоровье ребенка, который подпитывается псевдонаучными и зачастую лишенными доказательств статьями в интернете. Но как только социум накапливает значительное число неиммунных (не привитых) детей, возникают вспышки инфекционных заболеваний. Так, например, произошло в конце 2022 года – вспышка кори, которая до сих пор продолжается в России. Главной причиной этого эксперты считают сознательный отказ от вакцинации не только в нашей стране, но и в других регионах мира, где также регистрируется рост заболеваемости корью. А корь – это инфекция, которая имеет длинный инкубационный период, крайне заразная, и пока она не пройдет через всю популяцию, не остановится. Чтобы прекратить вспышку кори, нужно, чтобы в популяции 95% и более были иммунизированы (либо переболели, либо получили вакцину). В 2020 году институт Гамалеи выпустил методические рекомендации «Корь: эпидемиологические особенности в период элиминации, современные возможности профилактики, диагностики и лечения, значение серологического исследования популяционного иммунитета населения. Методические рекомендации № 74», где сообщалось о том, что число иммунизированного от кори населения в России составляет порядка 72-73%! Цифры говорят сами за себя. Изоляция во время COVID-19, с одной стороны, снизила число заболевших корью, а с другой стороны, увеличила количество не иммунизированных. Поэтому вспышка кори была лишь вопросом времени.

Несколько слов о необходимости ревакцинации взрослого населения от кори. Прежде следует выполнить скрининговое исследование для определения наличия иммунитета к вирусу кори. Если результат 0,18 МЕ/мл и выше, значит, IgG антитела к вирусу кори имеются, и прививаться не нужно. Если ниже и нет сведений о вакцинации или перенесенной кори, то нужно сделать прививку.

В последние годы все чаще регистрируются случаи краснухи, которой достаточно долго не было. С одной стороны, ею можно переболеть и не заметить, с другой, – она крайне опасна для беременных, не имеющих иммунитета к краснухе. Попадая в их организм, вирус гарантированно приводит или к выкидышу, или к врожденным порокам развития у ребенка (поражениям слуха, порокам сердца и т.д.). Диагноз «краснуха» у беременных в первом – начале второго триместра считается абсолютным показанием к прерыванию беременности по медицинским показаниям. Именно поэтому анализ на антитела к краснухе входит в комплекс прегравидарной подготовки. Если антител нет, то необходимо вакцинироваться.

При подозрении на краснуху во время беременности исследуют авидность IgG-антител.

Сейчас поднимает голову дифтерия – бактериальная инфекция, возбудителем которой является Corynebacterium diphtheriae (дифтерийная палочка, или бацилла Леффлера). Она, конечно, не такая заразная, как вирусные инфекции, но очень опасна и имеет высокий процент летальности, поэтому вакцинироваться от нее необходимо.

В настоящее время наблюдается всплеск менингококковой инфекции. Вспышки возникают при скученности людей (в общежитиях, детских садах, школах и т.д.). И хотя прививка от менингококковой инфекции не является обязательной, то есть не входит в национальный календарь прививок, последствия заболевания крайне тяжелые. Инфекция протекает у большинства больных в виде бессимптомного носительства и назофарингита – благодаря этому менингококк не диагностируется и выживает в популяции. Но у 20-30% заразившихся заболевание носит тяжелую генерализированную форму – менингит, менингоэнцефалит или менингококцемия. Летальность у этих больных (как у взрослых, так и у детей) – от 20% и выше. Посему заражение менингококковой инфекцией – это, по сути, игра в так называемую русскую рулетку.

В скором времени на рынке появится российская вакцина – по заявленным характеристикам она должна быть лучше, чем предлагаемая сейчас «Менактра». В нее входит антиген менингококка класса В, которого в ныне представленной вакцине нет. Противопоказания к вакцинации от менингококковой инфекции обычные и не отличаются от тех, которые существуют к другим вакцинам. Дети до 2 лет прививаются двукратно, старше 2 лет и взрослые – однократно.

Одна из самых трудно убеждаемых групп родителей – те, кто считают, что вакцины могут стать триггером развития аутизма. Существуют ли доказательства того, что это не так? Возможно, им можно порекомендовать прочесть какие-то исследования?

А.С.П. Давайте вспомним, как рождался миф о влиянии вакцинации на развитие расстройств аутического спектра (РАС). Проблема возможной взаимосвязи вакцинации и развития аутизма впервые была озвучена в 1998 г., когда британский гастроэнтеролог A. Wakefield в журнале «The Lancet» опубликовал данные о 8 детях, у которых симптомы аутизма появились в течение месяца после вакцинации MMR (корь, эпидемический паротит, краснуха (measles-mumps-rubella vaccine). Замечу, что автора этой статьи вряд ли можно считать неангажированной стороной, поскольку за год до публикации он запатентовал моновакцину от кори (!). Что же пишет этот медик в своей статье? У всех восьмерых детей отмечались желудочно-кишечные симптомы и признаки лимфоидной узловой гиперплазии, выявленной при эндоскопии. В результате A. Wakefield сделал предположение, что вакцина вызывает энтеропатию, приводящую к изменению проницаемости кишечника, и попадающие в кровоток вакцинальные пептиды оказывают негативное воздействие на головной мозг (Wakefield A.J./ Wakefield A.J., Murch S.H., Anthony A., et al.// Ileal-lymphoid-nodular hyperplasia, non-specific colitis, and pervasive developmental disorder in children, Lancet, 1998, vol. 351 (pg.637-41)). Однако данное исследование имело ряд существенных недостатков – оно не включало контрольную группу, исследуемая когорта была крайне мала (хотя кроме описанных 8 пациентов, было вакцинировано MMR порядка 50 тыс. британских детей), в методе исследования также присутствовали погрешности. В результате ученые написали множество опровержений, а A. Wakefield был лишен медицинской лицензии. Но его гипотеза крайне негативно сказалась на приверженности вакцинации и вызвала широкий общественный резонанс. Многие родители ранее привитых детей с аутизмом сделали для себя вывод, что именно вакцина стала причиной или триггером болезни у их детей, начали высказывать эту мысль в социальных сетях, и круги на воде стали расходиться. При этом именно в Британии через 5-7 лет после роста движения антиваксеров возникла вспышка кори. В итоге по мере накопления числа неиммунизированного населения корь в Британии стала эндемичным (характерным для определенного региона) заболеванием.

В Северной Европе (в Дании, если не ошибаюсь) вскоре был проведен ретроспективный анализ с использованием медицинских карт сотен тысяч детей, рожденных в течение десяти лет. Вакцинированных среди них было условно 500 тысяч, не вакцинированных по разным причинам – порядка 60-70 тыс. Среди вакцинированных процент детей с аутизмом был 0,6, среди не вакцинированных – 0,5%, что можно считать статистической погрешностью. Это указывает на отсутствие разницы заболеваемости РАС у тех и других.

Таким образом, причины развития аутизма до сих пор остаются неясными, а связь с вакцинацией не доказана.

Давайте остановимся на объективных противопоказаниях для вакцинации. Возможно, кроме ОРВИ, повышенной температуры, когда отвод от прививки носит временный характер, действительно есть заболевания, например, нервной или иммунной системы, когда вакцинация нежелательна или даже опасна для ребенка?

А.С.П. Есть абсолютные и относительные противопоказания. К первым относятся различные иммунодефициты, аллергические реакции на компоненты вакцины. Временным, но абсолютным противопоказанием является трансплантация костного мозга, поскольку в этот момент иммунитет обнуляется (после восстановления иммунной системы и с разрешения врача-иммунолога вакцинация проводиться может). Еще одно временное противопоказание – острые лихорадочные состояния любой этиологии.

В подходе к вакцинации детей надо помнить, что если ребенок имеет какое-то хроническое заболевание, по поводу которого у него были временные отводы от прививок, то таким детям нужно проводить исследования тех параметров, которые являются маркерами данного хронического состояния. Это необходимо для того, чтобы убедиться: ребенок выздоровел или находится в периоде стойкой ремиссии, и его организм не готов в настоящий момент дать обострение заболевания.

Случается, что вакцинацию проводят в инкубационный период того или иного заболевания: температура у ребенка в это время еще в норме, он чувствует себя нормально, соответственно, противопоказаний врач не видит. По окончании инкубационного периода, когда прививка уже сделана, разворачивается клиническая картина заболевания, которую ошибочно принимают за побочное действие вакцины. О чем это говорит? О том, что вакцинацию не следует проводить в период напряженной эпидемиологической ситуации, когда в популяции возрастает число случаев тех или иных вирусных инфекций.

Родители детей с эпилепсией и энцефалопатиями крайне скептически относятся к вакцинации. Таким детям можно делать прививки?

А.С.П. Противопоказаний нет, но таким детям нужен индивидуальный график вакцинации. Перед вакцинацией врач должен убедиться, что на фоне медикаментозной терапии отсутствуют побочные эффекты от принимаемых препаратов и мозг ребенка находится в стабильном состоянии. Дело в том, что достаточно редким, но возможным поствакцинальным эффектом могут быть фебрильные судороги (фебрильный приступ). А у человека с эпилепсией мозг с большей вероятностью, чем у человека без эпилепсии, может среагировать судорогами на введение вакцины. Во избежание этого назначают клиническое и биохимическое исследования крови, общий анализ мочи и энцефалограмму, чтобы убедиться в отсутствии эпилептической активности мозга.



Более того, замечу, что есть форма эпилепсии, которую лечат путем введения вакцины. Речь идет о Кожевниковской эпилепсии при прогрессирующем варианте клещевого энцефалита. Этим пациентам вакцинация от клещевого энцефалита облегчает течение приступов.

В конце нашего интервью хотелось бы объяснить нашим читателям, чем отличаются живые и инактивированные вакцины. Что такое анатоксины и биосинтетические вакцины?

А.С.П. Любая вакцина – это антиген, который вводится в организм, благодаря чему запускается каскад иммунных реакций, который ведет к формированию долговременного иммунитета.

Есть вакцины (от кори, краснухи и некоторых других вирусных заболеваний), для производства которых до сих пор используются живые ослабленные вирусы (живые вакцины). Для них пока не удается получить искусственный антиген, способный дать достаточный иммунный ответ. Отмечу, что любая живая вакцина может вызвать легкое заболевание, конечно, не сопоставимое по тяжести течения с тем, которое развивается в результате заражения человека естественным путем. По этой причине живые вакцины не применяют людям с иммунодефицитами – у них вакцина с ослабленным вирусом может дать ту же клиническую картину, что неослабленный вирус.

В состав инактивированных вакцин входят вирусы и бактерии, которые были убиты (инактивированы) и не могут вызывать заболевание даже в легкой форме.

Анатоксины действуют следующим образом: благодаря им вырабатываются антитела не к бактериям, а к их токсинам. Поскольку заболевание развивается в ответ на действие не бактерий, а их токсинов. Например, так происходит при столбняке и дифтерии. Задача таких вакцин – «научить» организм самостоятельно вырабатывать антитоксины, которые нейтрализуют вредные вещества.

В ситуации с биосинтетическими вакцинами антигены получают искусственным путем. Например, вакцина от вируса гепатита В: в организм вводится не вирус гепатита, а молекула, полученная искусственным путем, по своей структуре очень похожая на HBs-антиген — поверхностный антиген вируса гепатита В.

Надо сказать, что биосинтетические вакцины многие называют вакцинами будущего, поскольку они не содержат настоящих бактерий и вирусов, имеют высокую эффективность и вызывают узкий специфичный иммунный ответ.

Информация проверена экспертом
Лишова Екатерина Александровна
Высшее медицинское образование, опыт работы - 19 лет
Поделитесь этой статьей сейчас
Рекомендации

Похожие статьи

gifts2023
Свяжитесь с нами