Top.Mail.Ru
Откройте чат или скачайте Viber
logo

Вы находитесь в городе  Одинцово

От выбранного города зависят цены и способы оплаты.
8 (800) 200-363-0 Бесплатный звонок по России
Пациентам
Результаты анализов
Результаты анализов
Версия для слабовидящих
Ru
En
Сменить язык
Пациентам

Задержка речевого развития

Логотип INVITRO
38780 Написано: 08.04.2021 Редактировалось: 17.12.2024
Задержка речевого развития: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Становление нервной системы человека начинается на ранних этапах внутриутробного развития. Вместе с развитием нервной системы происходит формирование психики человека. Психическая деятельность относится к высшей нервной деятельности и требует для своей реализации участия многих структур головного мозга.

Речь – один из видов высшей нервной деятельности, который присущ только человеку, а речевые навыки начинают развиваться, когда ребенок попадает в среду общения людей друг с другом.
Чем младше ребенок, тем интенсивнее происходит становление его психических функций, в том числе и речи.
Под задержкой речевого развития понимают замедление приобретения речевых навыков, овладения речью по сравнению со средневозрастными показателями. В большинстве случаев выраженная задержка речи сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и/или двигательной неловкостью. Улучшение речевого развития может наблюдаться по мере взросления ребенка, однако легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. По мнению врачей, задержка речевого развития чаще отмечается у мальчиков, чем у девочек.

Разновидности задержки речевого развития

Речевое развитие может нарушаться в рамках глобальных нарушений психики, при которых страдают все сферы высшей нервной деятельности, а может быть изолированным, или селективным, т.е. из всех психических функций нарушается исключительно речь.

Речевое развитие может отставать у ребенка с самых первых этапов становления этой психической функции, а может замедлиться или приостановиться после периода относительного благополучия, когда формирование речевых навыков не вызывало опасений (синдром Ландау—Клеффнера).

Возможные причины задержки речевого развития
Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарат, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.
С первых месяцев жизни ребенок следит за окружающими его людьми, слышит звуки речи и наблюдает за артикуляцией. Первые попытки освоения вербальной речи появляются, как правило, на втором-третьем месяце жизни в виде гуления, позже ребенок пытается произносить согласные, отдельные простые слоги, которые выливаются в лепет. В процессе дальнейшего освоения речи и наблюдения за окружающими взрослыми ребенок пробует придавать определенные интонации произносимым слогам. Позже, примерно с 9-го месяца жизни, ребенок делает первые попытки произносить простейшие слова. Однако соотносить слово и его смысл ребенок начинает позже. На втором году жизни происходит обогащение словарного запаса, ребенок постепенно осваивает простейшие фразы, а в возрасте 3–4 лет в речи ребенка появляются более или менее длинные монологи и высказывания.

Становление речи является сложным процессом, поэтому любые неблагоприятные факторы, действующие на организм ребенка, могут нарушить его и привести к задержке речевого развития.
В первую очередь, на становление вербальной речи влияют заболевания нервной системы и органов чувств.
Поражение лицевой мускулатуры, участвующей в акте артикуляции, также оказывает неблагоприятное влияние и затрудняет развитие речи.

Еще одна возможная причина позднего освоения речевых навыков – недостаточное общение родителей с ребенком, а также билингвальные семьи, где члены семьи говорят на нескольких языках.

При каких заболеваниях может возникнуть задержка речевого развития

  • Ведущую роль в патологической задержке речевого развития играют психические отклонения - психоэмоциональная депривация, аутизм, элективный мутизм.
Аутизм.jpgИзображение используется согласно лицензии Shutterstock.
  • Отставание в речевом развитии или невозможность освоить речевые навыки отмечается у детей, перенесших тяжелые перинатальные повреждения головного мозга. К таким повреждениям относятся детский церебральный паралич, гипоксия плода, кровоизлияния в мозг, внутриутробные инфекции и т.д.
  • К задержке речевого развития может приводить постнатальное повреждение клеток головного мозга по причине развития ядерной желтухи, менингитов и менингоэнцефалитов и других заболеваний центральной нервной системы.
  • Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита), всегда задерживают речевое развитие вплоть до полной немоты.
  • Пороки развития челюстно-лицевого аппарата.
  • Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования.
Спазм голосовых связок.jpgИзображение используется согласно лицензии Shutterstock.

  • Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка, например, фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие.
  • Хромосомные синдромальные заболевания, например синдром Дауна.
  • Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга, например, тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.
К каким врачам обращаться при задержке речевого развития

Обследование ребенка с задержкой речевого развития - непростая задача, поскольку врач должен оценить, нарушены ли еще какие-то сферы высшей нервной деятельности (игровые навыки, внимание, рассуждение, ориентация и т.д.), а также провести полное обследование, чтобы с уверенностью исключить (или подтвердить) вторичный характер нарушения речевого развития на фоне иных соматических или неврологических заболеваний. Именно поэтому таких пациентов, как правило, ведет команда врачей, включающая невролога, педиатра, логопеда и других узких специалистов.

Диагностика и обследования при задержке речевого развития

В случае задержки речевого развития на первый план выходят инструментальные методы диагностики.

  • Нейросонография – метод ультразвукового исследования внутричерепных структур, широко применяемый у новорожденных и детей первого месяца жизни, позволяет выявить органические нарушения в головном мозге и окружающих его структурах.
Нейросонография

Не инвазивный и безболезненный метод исследования головного мозга для исключения возможных патологий. Может выполняться с рождения и вплоть до закрытия большого родничка....

2 890 руб


  • Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга - несмотря на высокую информативность в отношении органических поражений головного мозга, эти методы имеют ряд ограничений в детском возрасте и требуют определенных показаний к проведению.



  • Электроэнцефалографию (ЭЭГ) применяют с целью исследования биоэлектрической активности головного мозга.

  • Ректосигмоидоскопия

    Эндоскопическое диагностическое исследование прямой и сигмовидной кишки.

    3 455 руб


  • Электронейромиография (ЭНМГ) позволяет оценить функционирование периферических отделов нервной системы, способность нейромышечного соединения к передаче импульса и состояние самой мышцы, что может потребоваться в случае подозрения на нарушение работы мышечного аппарата, участвующего в артикуляции.
  • Аудиометрия – метод оценки состояния слухового аппарата человека, позволяющий выявить и дифференцировать различные формы глухоты.
  • Лабораторные исследования играют второстепенную роль в выявлении причин задержки речевого развития и необходимы для исключения инфекционно-воспалительных процессов, происходящих как в центральной нервной системе, так и за ее пределами (клинический анализ крови с развернутой лейкоцитарной формулой), для оценки функции печени и почек при подозрении на тяжелые патологии (биохимический анализ крови с определением содержания аланинаминотрансферазы (АлАТ), аспартатаминотрансферазы (АсАТ), билирубина и его фракции, гамма-глутамилтранспептидазы, мочевины, креатинина с подсчетом скорости клубочковой фильтрации и др.). 

    1555 Клинический анализ крови
    Клинический анализ крови: общий анализ, лейкоформула, СОЭ (с обязательной «ручной» микроскопией мазка крови )

    B03.016.003 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)

    Одно из основных лабораторных исследований. Ручное развернутое исследование качественного и количественного состава крови, включая лейкоцитоцитарную формулу.

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    1 370 руб
    В корзину
    8 Ферменты
    АлАТ (АЛТ, Аланинаминотрансфераза, аланинтрансаминаза, SGPT, Alanine aminotransferase)

    A09.05.042 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)
    Определение уровня АЛТ в сыворотке крови применяют преимущественно в диагностике и контроле течения болезней печени, а также в комплексных биохимических исследованиях.

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    375 руб
    В корзину
    9 Ферменты
    АсАТ (АСТ, аспартатаминотрансфераза, AST, SGOT, Aspartate aminotransferase)

    A09.05.041 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)
    Определение уровня АСТ в крови используют преимущественно в диагностике и контроле течения болезней печени, а также в комплексных биохимических обследованиях.

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    375 руб
    В корзину
    13 Желчные пигменты и кислоты
    Билирубин общий (Bilirubin total)

    A09.05.021 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)
    Определение уровня билирубина в сыворотке крови используют для выявления поражений печени различного происхождения, закупорки желчных путей, гемолитической анемии, желтухи новорожденных.

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    405 руб
    В корзину
    14 Желчные пигменты и кислоты
    Билирубин прямой (Билирубин конъюгированный, связанный; Bilirubin direct)

    A09.05.022.001 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)

    Определение концентрации конъюгированного (прямого) билирубина в сыворотке крови используют в дифференциальной диагностике заболеваний, сопровождающихся желтухой (повышением уровня билирубина).

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    410 руб
    В корзину
    15 Ферменты
    Гамма-глутамилтранспептидаза (ГГТ, глутамилтранспептидаза, GGT, Gamma-glutamyl transferase)

    A09.05.044 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)

    Определение уровня ГГТ в сыворотке крови используют преимущественно для выявления возможной патологии печени и желчевыводящих путей.

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    400 руб
    В корзину
    26 Маркеры функции почек
    Мочевина (в крови) (Urea)

    A09.05.017 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)

    Конечный продукт расщепления белковых молекул, выводимый из организма почками. Тест используют для оценки выделительной функции почек и контроля эффективности лечения пациентов с почечными заболеваниями.

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    405 руб
    В корзину
    40CKDEPI Маркеры функции почек
    Клубочковая фильтрация, расчет по формуле CKD-EPI – креатинин (eGFR, Estimated Glomerular Filtration Rate, CKD-EPI creatinine equation)

    A12.28.002.000.01 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)

    •    Скрининговый метод расчетной оценки клубочковой фильтрации по уровню креатинина в крови. 

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    390 руб
    В корзину


     Для исключения врожденного гипотиреоза как причины кретинизма, проявляющегося общей задержкой психомоторного развития, может потребоваться определение уровня гормонов щитовидной железы: тироксина (Т4), трийодтиронина (Т3), а также тиреотропного гормона (ТТГ).

    54 Лабораторная оценка функции щитовидной железы
    Тироксин общий (Т4 общий, тетрайодтиронин общий, Total Thyroxine, TT4)

    A09.05.064 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)

    Для диагностики нарушений функции щитовидной железы и для контроля эффективности лечения заболеваний щитовидной железы (диффузный, узловой или смешанный зоб).

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    745 руб
    В корзину
    52 Лабораторная оценка функции щитовидной железы
    Трийодтиронин общий (Т3 общий, Total Triiodthyronine, TT3)

    A09.05.060 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)

    Используется в комплексной диагностике и мониторинге лечения тиреотоксикоза и гипотиреоза.

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    750 руб
    В корзину
    56 Лабораторная оценка функции щитовидной железы
    Тиреотропный гормон (ТТГ, тиротропин, Thyroid Stimulating Hormone, TSH)

    A09.05.065 (Номенклатура МЗ РФ, Приказ №804н)

    Гормон гипофиза, регулирующий функции щитовидной железы. Один из важнейших тестов в лабораторной диагностике заболеваний щитовидной железы.

    До 1 рабочего дня
    Доступно с выездом на дом
    690 руб
    В корзину
    Перечень лабораторных исследований определяется предполагаемым диагнозом и может быть расширен или сокращен в зависимости от конкретной клинической ситуации.
    Что делать в случае задержки речевого развития

    Известно, что нарушение речевого развития оказывает отрицательное влияние на когнитивное, эмоциональное и социальное развитие ребенка, поэтому оставлять эту проблему без внимания нельзя. Чем раньше выявлены неврологические отклонения и чем раньше начата правильно подобранная терапия и реабилитация, тем выше их эффективность и тем с большей вероятностью ребенок сможет ликвидировать образовавшийся пробел в психическом развитии.

    Лечение задержки речевого развития

    Лечение задержки речевого развития требует комплексного подхода, интенсивной совместной работы врачей, родителей и педагогов. В основе терапии лежит психолого-педагогическая корректировка, которая подразумевает активные занятия с ребенком. Если были выявлены отдельные психические отклонения, психиатр может назначить ребенку лекарственные препараты, способствующие нормализации психических процессов, и подобрать особые виды психотерапии.
    При наличии органических неврологических повреждений невролог определяет специфическую терапию, которая может включать препараты, нормализующие процессы обмена веществ в головном мозге, снижающие судорожную активность, и т.д.
    Терапия соматических заболеваний включает медикаментозную терапию, при необходимости - хирургические операции, и обязательно – корректировку режима питания и сна.

    Источники:

    1. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию. Русский журнал детской неврлологии. Т. 12, № 1, 2017. С. 56-62.
    2. Агаева И.Б. Сравнительное изучение особенностей речи детей раннего возраста с нормативным и задержанным речевым развитием. Проблемы современного педагогического образования. 2018. С. 4-7.
    3. Клинические рекомендации «Специфические расстройства развития речи у детей». Разраб.: Российское общество психиатров. – 2024.
    ВАЖНО!

    Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

    Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

    У вас остались вопросы? Запишитесь на прием к врачу в вашем городе по тел. 8 (495) 363-0-363; 8 (800) 200-363-0.


    Информация проверена экспертом
    Лишова Екатерина Александровна
    Высшее медицинское образование, опыт работы - 19 лет
    Поделитесь этой статьей сейчас
    Рекомендации

    Похожие статьи

    gifts2023
    Свяжитесь с нами