Аденоиды – распространенная медицинская проблема среди детей. По поводу ее решения до сих пор ведутся споры. Одни врачи считают, что их следует удалять в любом случае, поскольку они затрудняют носовое дыхание, снижают поступление кислорода, служат фактором развития заболеваний среднего уха, увеличивая риск тугоухости. Другие придерживаются мнения, что нужно искать причину разрастания носоглоточной миндалины и заниматься ее устранением. Кто прав? Или истина находится где-то посередине? С этим вопросом мы обратились к врачу-оториноларингологу, к.м.н. Елене Гарьевне Якушевой.
Елена Гарьевна, что такое лимфоидное кольцо Пирогова–Вальдейера и какую роль оно играет?
Е.Г.Я. Мой поликлинический прием примерно на 70% составляют маленькие пациенты в возрасте от 3 до 9 лет. Со слов родителей, поводы обращения к врачу-оториноларингологу – это частые затяжные насморки у ребенка, боль в ушках, снижение слуха, храп во время сна.
Самой частой причиной подобных жалоб оказывается аденоидит – воспаление аденоидов. Аденоиды – это разросшаяся и утолщенная (гипертрофированная) носоглоточная миндалина. Носоглоточная (аденоидная) миндалина есть у каждого человека с самого рождения. Она является элементом лимфоидного кольца Пирогова–Вальдейера и в норме представляет собой небольшие лимфоидные образования в своде носоглотки, внешне похожие на цветную капусту.
Лимфоидное кольцо Пирогова–Вальдейера – это лимфоидные структуры на границе полости носа и носоглотки, полости рта и ротоглотки. В него входят носоглоточная миндалина, трубные миндалины на боковых стенках носо- и ротоглотки, небные миндалины, язычная миндалина на корне языка и множество лимфоидных фолликулов на задней стенке носо- и ротоглотки и входе в гортаноглотку. А у детей есть еще и лимфоидный валик под голосовыми складками, из-за отека которого возникает ложный круп.
Все эти лимфоидные структуры играют роль «пограничников» в нашем организме. Они фильтруют вдыхаемый воздух от пыли, дыма, инородных тел и инфекционных агентов и участвуют в инактивации последних. При контакте лимфоидных органов с инфекционным агентом они увеличиваются в размере и активируют механизмы иммунной защиты. Их слизистая оболочка начинает вырабатывать антитела против инфекционного агента и после победы над ним лимфоидные структуры уменьшаются.
Почему происходит гипертрофия носоглоточной миндалины и развивается аденоидит?
Е.Г.Я. Когда ребенок начинает активно контактировать с внешним миром, его организм чаще подвергается «атакам» внешних инфекционных агентов, соответственно, и лимфоидная система вынуждена работать усерднее. Это может приводить к гипертрофии (стойкому утолщению) лимфоидных структур.
Поскольку аденоидная миндалина не имеет капсулы, она склонна к разрастанию. Когда миндалина разрастается и гипертрофируется, ее начинают называть аденоидами. Есть три степени гипертрофии аденоидов: 1-я – когда аденоиды заполняют просвет носоглотки на 1/3, 2-я – на 1/2 и 3-я – на 2/3 и более.
Развитие гипертрофии аденоидов вызывают как инфекционные, так и неинфекционные факторы. К инфекционным факторам относят частые вирусные и бактериальные инфекции верхних дыхательных путей. К неинфекционным – прорезывание зубов, аллергизацию организма, гастроэзофагеальную рефлюксную болезнь (ГЭРБ), длительное воздействие внешних неблагоприятных факторов (пассивное курение, проживание в экологически неблагополучных районах), отклонения в системе обмена веществ, например, у вялых детей с гиперстеническим сложением может быть выявлена гипофункция щитовидной железы.
Аденоиды состоят из лимфоидных гребней и не имеют внешней капсулы и крипт, поэтому они не способны эффективно самоочищаться и инфекционные агенты сохраняются в них длительное время, что зачастую приводит к вторичным инфекциям, формированию смешанной микрофлоры и поддержанию хронического воспаления. Поэтому насморки у таких детей затяжные и часто перетекающие из одного в другой. Иными словами, насморк возникает из-за воспаления аденоидов – аденоидита.
Среди родителей бытует мнение, что сосудосуживающие капли, которые применяют при заложенности носа, способны ускорить развитие аденоидита. Так ли это?
Е.Г.Я. Сосудосуживающие препараты приводят к гипертрофии слизистой носовых раковин – это полость носа. Поскольку раковины богато кровоснабжаются. Гипертрофию лимфоидной ткани сосудосуживающие препараты не вызывают. По крайней мере, мне такие научные данные не встречались.
Как родители могут понять, что у ребенка не просто очередной насморк, а уже аденоидит?
Е.Г.Я. К симптомам аденоидита относят ухудшение носового дыхания в горизонтальном положении, провоцирующее храп или ротовое дыхание; гнусавость голоса; подкашливание из-за стекающих по задней стенке ротоглотки выделений, из-за них же першение или боль в горле, периодическая охриплость; у грудничков – отказ от сосания.
По длительности заболевания различают три формы аденоидита:
- острый – до 7 дней;
- подострый – до 1 месяца;
- хронический – более 1 месяца.
Хронический аденоидит, в свою очередь, делят на две стадии:
- обострение – возникает при ОРЗ и протекает с повышением температуры тела;
- ремиссия – симптомы аденоидита ослабляются или полностью исчезают, температура тела не повышается.
Хронический аденоидит и гипертрофия аденоидов 2-3-й степени могут осложняться:
- частыми респираторными заболеваниями;
- частыми средними отитами и кондуктивной тугоухостью, возникающими из-за перекрытия аденоидными вегетациями носоглоточных устьев слуховых труб, которые соединяют барабанную полость среднего уха с носоглоткой;
- головной болью;
- энурезом;
- неправильным формированием прикуса;
- апноэ;
- деформацией грудной клетки.
Какие методы применяют для диагностики аденоидита?
Е.Г.Я. Диагностика гипертрофии аденоидов и аденоидита осуществляется педиатром и оториноларингологом. Иногда требуется консультация аллерголога-иммунолога, невролога, детского эндокринолога.
Лабораторная диагностика включает общие анализы крови и мочи, анализы крови на маркеры аллергизации – общий IgE и эозинофильный катионный белок, посев из зева и носа для определения микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам и бактериофагам, ИФА- и ПЦР-диагностику на наличие хронических инфекций.