Древние стандарты
Первой документированной системой качества в мире называют египетскую «Книгу мертвых». Описанные в ней процедуры по подготовке души и тела включали в себя и стандарты обработки человеческих останков. Например, материал для тканей – покровов и бинтов – ткался только изо льна определенного качества (виссон), который, в отличие от всех нитей животного происхождения, считался чистым. На тщательную мумификацию обычно уходило не менее 70 дней. Бальзамировщикам требовались растения и благовония, за которыми им порой приходилось отправляться в дальние страны. За обязательным ингредиентом – содой – ездили на север Египта… О том, насколько эти стандарты были хороши, мы можем судить по мумиям, сохранившимся до наших дней – некоторые наши современники и при жизни выглядят гораздо хуже.
Древние греки были, как известно, гедонисты, а потому уделяли качеству много внимания во всех сферах жизни. Наиболее ярким примером может служить их подход к строительству. И строители, и специалисты создавали античные архитектурные шедевры (и не только), будучи поставлены в жесткие рамки весьма эффективной контрактной системы, подкрепленной разнообразными штрафами и премиями. Соответственно, к ним предъявлялись высокие требования, исполнение которых во многом обеспечивалось опять же многоступенчатой системой профессиональной подготовки.
Жители гигантской Римской империи без стандартов были как без рук. Единицы измерения, строительные нормы и правила, технологические процессы, конструктивные элементы – стандартизировано было все. На всей территории великого Рима выпускались кирпичи одинакового размера и формы, землеустройство тоже осуществлялось согласно общей системе измерений. Полукруглая арка, которую и сейчас охотно используют архитекторы, была у древних римлян стандартным конструктивным элементом.
По указу сверху или от души
Принято считать, что в Китае система контроля качества зародилась во время правления династий Шан и Джоу, то есть не позднее VIII века до нашей эры. С тех пор единицы измерения, нормы и правила, законы и указы изменились незначительно. Помимо накопления, скрупулезного фиксирования опыта и следования основанным на нем правилам китайцы практиковали принцип личной ответственности за изготовленную продукцию. На каждом из тысяч «терракотовых воинов» - глиняных фигур, захороненных вместе с китайским императором - стоит клеймо создателя. Изделия подписывали в обязательном порядке, чтобы при необходимости можно было отыскать автора и наказать его за некачественную работу.
Продукцию, требующую безупречного исполнения, в древнем Китае потребляли в основном власть имущие, прежде всего - семейство императора, придворные и госаппарат. Поэтому управление качеством было устроено «сверху вниз» - власть тратила много ресурсов на контроль за производством продукции.
А вот индусы, хоть и создали множество документов с тщательно прописанными стандартами и правилами (известен, например, трактат Манасара, в котором приводится детальная спецификация размеров для изготовления священных идолов), рамок особо не признавали. Они считали, что путь к высокому качеству лежит через душу мастера. А уж как бог на душу положит – это другая история.
Вертикальная интеграция и высокая квалификация
По мере развития общества объем потребления увеличивался, росло число и уровень квалификации профессиональных мастеров. В Средневековье ремесленники составляли значительную часть населения, особенно в Европе. Объединяясь в профессиональные гильдии, они не только отстаивали свои права, но и предъявляли серьезные требования к своим членам, заботясь о профессиональной чести.
Впрочем, профессионалы дорожили качеством вне зависимости от участия в ремесленных сообществах. Великолепный пример – чешские мастера, чеканившие монеты, поражавшие изысканным дизайном и очень высоким качеством. Они неустанно улучшали технологии производства и издавали прекрасные трактаты по горному делу и металлургии. Систему подготовки специалистов сочетали с государственным контролем на всех этапах - от добычи до чеканки. Многие контрольные процедуры закрепились в документах и впоследствии перекочевали в другие отрасли.
Еще один европейский пример выдающегося управления качеством в Средние века - Венецианская верфь, которая долгое время обслуживала торговый флот, начиная с XII века. Предприятие признавали лучшим производителем судов в мире, здесь монархи лично подбирали специалистов для своих производств. Фактически верфь была вертикально интегрированным предприятием. В его структуру входили в том числе подразделения по планированию и контролю, которые рассчитывали стоимость продукции и следили за ее изготовлением. На верфи контролировали рабочее время и оплату смен, вели учет поступления и расхода материалов. Но в первую очередь здесь уделяли внимание квалификации персонала. Учеников брали на верфь с 10-летнего возраста, до сдачи экзамена на мастера они должны были отучиться не меньше восьми лет.
На предприятии в Венеции бывал и российский император Петр I, который тоже сыграл немалую роль в развитии подходов к управлению качеством. Нет, он не был первым менеджером качества на земле русской. Описание технологий производства на Руси можно обнаружить на берестяных грамотах XI-XII веков. Однако Петр решал проблему в государственном масштабе. Первым делом, он, конечно, навел порядок в производстве оружия, возложив ответственность за качество на владельцев заводов и их управляющих. Инспекторам было предоставлено право ставить на ружьях клеймо – сертификат соответствия высокому качеству. А инспекторов проверяли государственные чиновники. Готовые изделия подвергались обязательным испытаниям в строгом соответствии с установленными процедурами, а нарушение правил каралось жестоко. Впрочем, предусмотрел Петр и пряник - требование о создании приличных условий обитания для некоторых категорий работников весьма способствовало повышению качества их труда.
В промышленном масштабе
Промышленная революция в XIX века перевернула сферу производства. Мелкие мастерские исчезли, их заменили крупные фабрики, которые выпускали массовую продукцию, поначалу очень невысокого качества. Производственную сферу, как и ремесло, необходимо было отладить и стандартизировать, а инженерам, мастерам и рабочим – приобрести квалификацию и накопить опыт.
Вкладываясь в производство, фабриканты стремились к тому, чтобы товар под их маркой был отменным. Государство тоже было заинтересовано в качественной продукции, инновациях и улучшении производств: социальное благополучие все больше зависело от эффективности предприятий, доступности и безопасности промышленных товаров.
Поэтому в XIX веке стали активно учреждаться государственные призы и награды за качество, в том числе и в России. Притом отечественные предприятия не раз отмечались за рубежом. Так, Каслинский чугунный павильон завоевал высшую награду на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Однако по-настоящему системный и научно обоснованный подход еще предстояло выработать, опробовать и адаптировать к различным отраслям. Этим и занимались в XX веке ученые, которым часто приписывают заслугу «изобретения качества».
Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.
Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.
У вас остались вопросы? Запишитесь на прием к врачу в вашем городе по тел. 8 (495) 363-0-363; 8 (800) 200-363-0.