Top.Mail.Ru
Откройте чат или скачайте Viber
Москва

Вы находитесь в городе  Ваш город: 

От выбранного города зависят цены и способы оплаты.
Пациентам
Результаты анализов
Результаты анализов
Версия для слабовидящих
Ru
En
Сменить язык
Пациентам

От «Книги мертвых» до ISO

Логотип INVITRO
3529 20 Сентября
Нередко «изобретение» стандартов качества приписывают ученым XX века. Однако, если бы дело обстояло именно так, то, возможно, многие шедевры и исторические артефакты древних цивилизаций просто не сохранились бы до наших дней. Начало долгого пути к хорошо нам известному ISO было положено еще в древнем Египте.

Древние стандарты

Первой документированной системой качества в мире называют египетскую «Книгу мертвых». Описанные в ней процедуры по подготовке души и тела включали в себя и стандарты обработки человеческих останков. Например, материал для тканей – покровов и бинтов – ткался только изо льна определенного качества (виссон), который, в отличие от всех нитей животного происхождения, считался чистым. На тщательную мумификацию обычно уходило не менее 70 дней. Бальзамировщикам требовались растения и благовония, за которыми им порой приходилось отправляться в дальние страны. За обязательным ингредиентом – содой – ездили на север Египта… О том, насколько эти стандарты были хороши, мы можем судить по мумиям, сохранившимся до наших дней – некоторые наши современники и при жизни выглядят гораздо хуже.

Древние греки были, как известно, гедонисты, а потому уделяли качеству много внимания во всех сферах жизни. Наиболее ярким примером может служить их подход к строительству. И строители, и специалисты создавали античные архитектурные шедевры (и не только), будучи поставлены в жесткие рамки весьма эффективной контрактной системы, подкрепленной разнообразными штрафами и премиями. Соответственно, к ним предъявлялись высокие требования, исполнение которых во многом обеспечивалось опять же многоступенчатой системой профессиональной подготовки.

Жители гигантской Римской империи без стандартов были как без рук. Единицы измерения, строительные нормы и правила, технологические процессы, конструктивные элементы – стандартизировано было все. На всей территории великого Рима выпускались кирпичи одинакового размера и формы, землеустройство тоже осуществлялось согласно общей системе измерений. Полукруглая арка, которую и сейчас охотно используют архитекторы, была у древних римлян стандартным конструктивным элементом.

По указу сверху или от души

Принято считать, что в Китае система контроля качества зародилась во время правления династий Шан и Джоу, то есть не позднее VIII века до нашей эры. С тех пор единицы измерения, нормы и правила, законы и указы изменились незначительно. Помимо накопления, скрупулезного фиксирования опыта и следования основанным на нем правилам китайцы практиковали принцип личной ответственности за изготовленную продукцию. На каждом из тысяч «терракотовых воинов» - глиняных фигур, захороненных вместе с китайским императором - стоит клеймо создателя. Изделия подписывали в обязательном порядке, чтобы при необходимости можно было отыскать автора и наказать его за некачественную работу.

Продукцию, требующую безупречного исполнения, в древнем Китае потребляли в основном власть имущие, прежде всего - семейство императора, придворные и госаппарат. Поэтому управление качеством было устроено «сверху вниз» - власть тратила много ресурсов на контроль за производством продукции.

А вот индусы, хоть и создали множество документов с тщательно прописанными стандартами и правилами (известен, например, трактат Манасара, в котором приводится детальная спецификация размеров для изготовления священных идолов), рамок особо не признавали. Они считали, что путь к высокому качеству лежит через душу мастера. А уж как бог на душу положит – это другая история.

Вертикальная интеграция и высокая квалификация

По мере развития общества объем потребления увеличивался, росло число и уровень квалификации профессиональных мастеров. В Средневековье ремесленники составляли значительную часть населения, особенно в Европе. Объединяясь в профессиональные гильдии, они не только отстаивали свои права, но и предъявляли серьезные требования к своим членам, заботясь о профессиональной чести.

Впрочем, профессионалы дорожили качеством вне зависимости от участия в ремесленных сообществах. Великолепный пример – чешские мастера, чеканившие монеты, поражавшие изысканным дизайном и очень высоким качеством. Они неустанно улучшали технологии производства и издавали прекрасные трактаты по горному делу и металлургии. Систему подготовки специалистов сочетали с государственным контролем на всех этапах - от добычи до чеканки. Многие контрольные процедуры закрепились в документах и впоследствии перекочевали в другие отрасли.

Еще один европейский пример выдающегося управления качеством в Средние века - Венецианская верфь, которая долгое время обслуживала торговый флот, начиная с XII века. Предприятие признавали лучшим производителем судов в мире, здесь монархи лично подбирали специалистов для своих производств. Фактически верфь была вертикально интегрированным предприятием. В его структуру входили в том числе подразделения по планированию и контролю, которые рассчитывали стоимость продукции и следили за ее изготовлением. На верфи контролировали рабочее время и оплату смен, вели учет поступления и расхода материалов. Но в первую очередь здесь уделяли внимание квалификации персонала. Учеников брали на верфь с 10-летнего возраста, до сдачи экзамена на мастера они должны были отучиться не меньше восьми лет.

На предприятии в Венеции бывал и российский император Петр I, который тоже сыграл немалую роль в развитии подходов к управлению качеством. Нет, он не был первым менеджером качества на земле русской. Описание технологий производства на Руси можно обнаружить на берестяных грамотах XI-XII веков. Однако Петр решал проблему в государственном масштабе. Первым делом, он, конечно, навел порядок в производстве оружия, возложив ответственность за качество на владельцев заводов и их управляющих. Инспекторам было предоставлено право ставить на ружьях клеймо – сертификат соответствия высокому качеству. А инспекторов проверяли государственные чиновники. Готовые изделия подвергались обязательным испытаниям в строгом соответствии с установленными процедурами, а нарушение правил каралось жестоко. Впрочем, предусмотрел Петр и пряник - требование о создании приличных условий обитания для некоторых категорий работников весьма способствовало повышению качества их труда.

В промышленном масштабе

Промышленная революция в XIX века перевернула сферу производства. Мелкие мастерские исчезли, их заменили крупные фабрики, которые выпускали массовую продукцию, поначалу очень невысокого качества. Производственную сферу, как и ремесло, необходимо было отладить и стандартизировать, а инженерам, мастерам и рабочим – приобрести квалификацию и накопить опыт.

Вкладываясь в производство, фабриканты стремились к тому, чтобы товар под их маркой был отменным. Государство тоже было заинтересовано в качественной продукции, инновациях и улучшении производств: социальное благополучие все больше зависело от эффективности предприятий, доступности и безопасности промышленных товаров.

Поэтому в XIX веке стали активно учреждаться государственные призы и награды за качество, в том числе и в России. Притом отечественные предприятия не раз отмечались за рубежом. Так, Каслинский чугунный павильон завоевал высшую награду на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Однако по-настоящему системный и научно обоснованный подход еще предстояло выработать, опробовать и адаптировать к различным отраслям. Этим и занимались в XX веке ученые, которым часто приписывают заслугу «изобретения качества».

ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Для корректной оценки результатов ваших анализов в динамике предпочтительно делать исследования в одной и той же лаборатории, так как в разных лабораториях для выполнения одноименных анализов могут применяться разные методы исследования и единицы измерения.

У вас остались вопросы? Запишитесь на прием к врачу в вашем городе по тел. 8 (495) 363-0-363; 8 (800) 200-363-0.


Информация проверена экспертом
Лишова Екатерина Александровна
Высшее медицинское образование, опыт работы - 19 лет
Поделитесь этой статьей сейчас
Рекомендации
Показать еще

Похожие статьи

Подпишитесь на наши рассылки

Подписаться
gifts2023
Свяжитесь с нами