Стволовые клетки в костном мозге мужчин и женщин отличаются

11.02.2014

Американские молекулярные биологи обнаружили, что кроветворные стволовые клетки в костном мозге мужчин и женщин заметно отличаются друг от друга, как в активности генов внутри них, так и в том, как они реагируют на различные гормоны.

Мужчины и женщины отличаются друг от друга не только первичными и вторичными половыми признаками, но и работой организма в целом. Различия в наборах гормонов и других сигнальных молекул объясняют существование типично «мужских» и «женских» болезней, а также особенностей психики и устройства тела.
Американские учёные открыли интересный пример таких различий, наблюдая за тем, как работают кроветворные стволовые клетки в организмах самцов и самок мыши. В начале эксперимента они не нашли существенных отличий в работе костного мозга, число клеток которого, их очертания и свойства были одинаковыми обоих полов.
Тем не менее, когда они более глубоко проанализировали белковый состав клеток и активность генов в них, то обнаружили несколько серьёзных различий в их работе. 014.jpgВо-первых, женские кроветворные клетки делились заметно активнее, чем их мужские «кузены», и гораздо чаще превращались в «заготовки» эритроцитов. Во-вторых, они совершенно по-разному реагировали на некоторые сигнальные молекулы, в том числе эстроген, «женский» гормон. Увеличение концентрации этого соединения в окрестностях женских стволовых клеток заставляло их делиться быстрее и быстрее превращаться в эритроциты и другие клетки крови. Этого не происходило при инъекциях эстрогена в костный мозг самцов. Как полагают учёные, эти особенности в работе кроветворных клеток помогают женщинам снабжать кислородом себя и организм ребёнка в утробе. Хорошим аргументом в пользу этого предположения выступает то, что во время беременности уровень эстрогенов в крови женщин достигает пика.