Смертельно опасный стресс

30.12.2013

Американские учёные-генетики обнаружили мутацию, носители которой тяжелее переживают стресс и чаще умирают от инфарктов.

Как известно, стресс — это угроза, влияющая на состояние сердечно-сосудистой системы и вызывающая появление целого спектра других болезней. Так, в одном из недавних исследований было показано, что стресс нарушает нормальное состояние организма, смешивая механизмы нервной и аутоиммунной систем и становясь, в частности, одной из причин рассеянного склероза.
i.jpg
Авторы последнего исследования сконцентрировались на инфарктах, ведь ни о какой генетической предрасположенности к болезням сердца к настоящему времени известно не было. Команда Университета Дюка во главе с профессором Редфордом Уильямсом уже давно занимается этим вопросом. В прошлом году им удалось найти генетическую мутацию, так называемый однонуклеотидный полиморфизм (когда в последовательности ДНК меняется только одна буква) в гене рецептора серотонина, что приводит к гиперреакции на стресс. Учёные заявили тогда, что в крови у мужчин с этим генетическим вариантом в два раза повышено содержание кортизола, который называют гормоном стресса.Этот гормон синтезируется в надпочечниках, когда организм сталкивается с резким изменением условий и мобилизуется на борьбу.
Используя базу данных, собранную в Университете Дюка относительно 6 тыс. пациентов, среди которых 13% имели в своем геноме указанный дефект,учёные обнаружили, что эти люди чаще получали инфаркт и на 38% чаще умирали от него, чем те, у кого не было данной мутации.Данные о пациентах собирались в течение шести лет, причём упомянутые 38% специалисты вычислили, исключив зависимость от возраста, степени ожирения, вредных привычек, например курения и других болезней. Гендерных различий они также не обнаружили.
В будущем это исследование может помочь определить более эффективные и интенсивные стратегии предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний. Однако пока непонятно, каким образом обнаруженный учёными генетический дефект приводит к проблемам с сердцем. Сейчас они работают над гипотезой, согласно которой при повышении уровня кортизола в крови повышается уровень другого гормона — ММР9, который делает стенки сосудов более подверженными разрыву и образованию тромбов, что, в свою очередь, увеличивает риск инфаркта и смерти от него.