Вирусы против рака

21.06.2012

Внутривенная инъекция - вот что нужно для того, чтобы разрушить раковую опухоль. Именно об этом заявили учёные из США, Великобритании и Канады.

Своё заявление исследователи подтверждают не только теоретическими выкладками и опытами на мышах. Открытие уже было апробировано на людях. В эксперименте согласились участвовать десять пациентов, страдающих раком толстого кишечника на поздней стадии развития. Метастазы злокачественной опухоли распространились в печень больных и каждому из пациентов уже была назначена операция. Именно поэтому больные согласились на участие в эксперименте.

Каждому из пациентов были сделаны по пять инъекций. В организм испытуемых были введены реовирусы. Идея использования вирусов для борьбы со злокачественными новообразованиями зародилась в начале двадцатого века, а возможность реализации такого лечения впервые была доказана в 1952 году. В 1970 году было обнаружено, что реовирусы, которые широко распространены в природе и не вызывают серьезных заболеваний у людей, для репликации преимущественно выбирают клетки опухоли. Этот факт подтвердили спустя двадцать лет в ходе эксперимента с клетками опухоли человека, а затем на модельных мышах.

В настоящий момент известно, что реовирусы могут разрушать клетки различных раковых опухолей, к примеру, рака толстой кишки, молочной и поджелудочной железы, яичников, мозга и мочевого пузыря. Проникая в раковые клетки, частицы вируса запускают в них механизм апоптоза — запрограммированной клеточной смерти. Помимо этого, они вызывают реакцию иммунной системы и этим тоже помогают устранить часть раковых клеток.

kevin.jpg
Кэвин Харрингтон
Учёные установили, что вирусные частицы проникли в клетки крови и внутри такого «транспорта» достигли опухоли. В процессе операций было обнаружено размножение вируса в опухолевых клетках печени. При этом вирус не затронул близлежащую здоровую ткань. «В ходе нашей работы мы получили отличные результаты и доказали, что можно доставлять вирус в опухоль при помощи внутривенной инъекции», - отметил один из соавторов исследования, доктор Кэвин Харрингтон (Kevin Harrington) из Лондонского университета.

Надо отметить, что Кэвин Харрингтон уже не первый год занимается тем, что ищет естественных противников рака среди вирусов. Не далее как два года назад он вместе со своей научной группой из Института раковых исследований в Лондоне нашёл способ борьбы с раком, применив против заболевания вирус герпеса. Эта методика оказалась достаточно эффективной, правда, только на ранних стадиях. Вирус герпеса буквально взрывал раковые клетки, стремительно размножаясь в опухолях. Этот успех заставил его идти и дальше по пути вирусов. Возможно последнее открытие действительно поможет справиться с болезнью, от которой пока не найдено панацеи.

По материалам Science Translational Medicine.