Математики разработали схему побочных эффектов лекарств

09.01.2012

С помощью нового математического подхода специалисты Гарвардской медицинской школы и Детской больницы Бостона (обе — США) научились предсказывать побочные эффекты лекарств, которые обычно проявляются после того, как их примет несколько тысяч человек.

svazi.jpg
Так выглядит математическая карта
связи лекарств с побочными
эффектами

Подобный подход поможет сделать препараты безопаснее не после, а до того, как они выйдут на рынок. Кому-то это спасёт жизнь. Стоит отметить, что ежегодно от незаявленных побочных эффектов получают проблемы со здоровьем и умирают 770 тыс. человек.

Исследователи начали с каталога лекарств и их побочных эффектов образца 2005 года. Была создана сеть из 809 первых и 852 вторых. К этому добавили информацию о химических свойствах препаратов: температуре плавления, молекулярной массе и тех местах организма, где они призваны делать свою работу. Далее эксперты поручили компьютеру прогноз вероятных новых связей между препаратами и побочными эффектами. Программа смогла предсказать 42% связей, которые были обнаружены позднее и вошли в новые издания каталога. Например, противосудорожное средство зонисамид навевает мысли о самоубийстве, а антибиотик норфлоксацин иногда способствует разрыву сухожилий. Кроме того, программа связала препарат для диабетиков Avandia (розиглитазон) с сердечными приступами: эту корреляцию и впрямь обнаружил ряд исследований, но она пока оспаривается.

Учёные попытались также учесть молекулярную структуру — и получили кучу ложных срабатываний. Да и в целом связь между лекарствами и побочными эффектами сама по себе (без дополнительных данных) работала довольно сносно.

Некоторые побочные эффекты удавалось предсказывать хорошо, а какие-то — не очень. В числе последних оказались проблемы с кожей.

По материалам Science Translational Medicine.