Бактерии бросят на борьбу с раком

26.09.2011

Бакт..jpg
Анаэробные бактерии

В 2013 году могут начаться клинические испытания нового метода лечения солидных раковых опухолей. Для борьбы с этим страшным заболеванием планируется использовать генетически модифицированный штамм анаэробных бактерий Clostridium sporogenes, которые самой природой ориентированы на уничтожение опухолевых клеток.

Это уникальное свойство безвредных бактерий, живущих в почве, было открыто благодаря исследователям из Ноттингемского университета в Великобритании и Университета Маастрихта в Нидерландах. Обнародованы результаты исследований учёными были на осеннем съезде Общества общей микробиологии в английском Йорке. Перед научным сообществом представители университетов заявили, что ожидают проверить предварительные результаты, использовав новый метод в лечении онкологических больных уже в 2013 году.

Речь идет об анаэробных бактериях, которые широко распространены в почве. Клостридии представляют собой одну из самых древних групп микроорганизмов, которые ведут свою родословную с тех времён, когда на Земле ещё не было кислородной атмосферы. Сейчас они обитают в бескислородных экологических нишах. Среди них есть и естественные симбионты человека, и опаснейшие патогены — возбудители столбняка, газовой гангрены и ботулизма.

Вид, который решили бросить на борьбу с раком, называется Clostridium sporogenes. Эта бактерия широко распространена в почве. Неблагоприятные условия побуждают клостридий образовывать споры, и это положено в основу предложенного метода.  Спорогонии (спороносные тела) данных бактерий способны существовать в анаэробных условиях (то есть без кислорода). А значит, они могут существовать в самой гуще «твёрдых» злокачественных опухолей, таких, как опухоли мозга, груди или простаты.

После введения человеку споры бактерии начнут развиваться только в условиях почти полного отсутствия кислорода. И наиболее оптимальным местом для них окажется сердцевина опухоли. Однако, без генетических модификаций в методе всё же не обошлось: Clostridium sporogenes снабжается «продвинутой» версией некоего собственного бактериального фермента. Жизнедеятельность бактерий сопровождается выделением особого энзима, который сигнализирует введенному затем в организм противоопухолевому препарату в неактивной форме, где находится «враг». Кроме того, энзим также активирует препарат, который начинает интенсивно уничтожать опухолевые клетки.

Методами биотехнологии европейские учёные усилили «поисковые» и активационные свойства бактерий. Таким образом, можно быть уверенным, что лекарство убьёт только клетки опухоли и не тронет здоровые клетки. «Нам удалось установить, что с помощью нашего метода можно уничтожать клетки практически всех раковых опухолей. По своей эффективности этот метод превосходит хирургические операции, и может быть с успехом применен как у ослабленных пациентов с высоким риском послеоперационных осложнений, так и у больных с многочисленными опухолями», – утверждает руководитель этого исследования, профессор прикладной молекулярной микробиологии в Ноттингеме, один из соавторов открытия профессор Найджел Минтон (Nigel Minton).

Итак, получается следующая цепочка: бактериальная спора, оказавшись в бескислородной опухоли, превращается в бактерию и начинает синтезировать фермент, который расщепляет лекарство, убивающее раковые клетки. Для здоровых тканей препарат в неактивной форме безопасен, а это решает проблему специфичности химиотерапии и избавляет организм больного от общего отравления лекарством. Такой способ, правда, непригоден для лейкемии, которая, в отличие от прочих опухолей, не выглядит как чёткое, плотное образование и при таков виде рака не создаётся анаэробной среды.

Ученый также указывает на то, что новый метод можно успешно сочетать с традиционными методиками терапии злокачественных опухолей. Клинические испытания, безусловно, будут решающими, но всё же идея об анаэробной бактерии, попадающей только в опухоли и никуда больше, выглядит немного фантастично.
Коллеги пока скептически относятся к разработке биологов из Ноттингема и Маастрихта. «Уничтожение раковых клеток при сохранении здоровых нетронутыми — ключевая задача исследователей по всему миру, — говорит Нелл Барри (Nell Barrie), представитель научно-исследовательской организации Cancer Research UK. — Её выполнение осложняется тем, что каждый вид рака отличается от других.
Найджел Минтон.jpg
Профессор Найджел Минтон за
работой в Университете Ноттингема.
Конкретно этот подход ещё не проходил испытаний на пациентах, так что лишь спустя некоторое время мы сможем судить о его эффективности».

«Мы ожидаем, что штамм, который мы разработали будет использован в клинических испытаниях в 2013 году во главе с Яном Тейсом и Филиппом Ламбином в университете города Маастрихт в Нидерландах», - парировал Минтон. «Думаю, что метод, в сочетании с более традиционными подходами, может увеличить наши шансы на победу борьбе с раковыми опухолями», - уверен Минтон.
По материалам:alloncology.com