Кто спасёт людей от гриппа?

22.09.2011

virus_grippa.jpg
Вирус гриппа

Сразу две группы исследователей заявили об открытии антител, спосбных нейтрализовать вирусы гриппа, в том числе «птичьего». Сначала о научном прорыве заявили американцы.

По их словам антитело СR8020 может стать основой для универсального лекарственного средства против любой разновидности вируса этой болезни. Как известно, борьба с гриппом осложняется тем, что есть три разновидности этого вируса - А, В и С, в силу чего достаточно сложно предсказать, какой вид вируса получит наибольшее распространение в следующем году. Кроме того, вакцинация позволяет выработать иммунитет лишь к одному или нескольким штаммам вируса гриппа. Именно поэтому ежегодно эпидемии гриппа уносят жизни многих тысяч больных.

Наиболее опасны вирусы гриппа, относящиеся к типу А. Разновидности этого вируса делятся на группы А1 и А2 в зависимости от состава белковой оболочки вируса, определяющий механизм заражения клеток организма-хозяина. К первой группе относится вирус «свиного» гриппа, ко второй - вирусы «птичьего» гриппа.

wilson_thumbnail.jpg
Профессор Ян Уилсон

Биологи из института Скриппса (Калифорния, США) под руководством Яна Уилсона обнаружили в крови больных гриппом молекулы антитела CR8020, которые блокировали проникновение вируса в клетки организмов пациентов. Учёные отмечают, что эти антитела нейтрализуют до 99% вирусов гриппа подтипа А2 и обладают несколькими способами подавления вирусной активности.

Исследователи проверили эффективность «работы» антител на подопытных мышах.Все мыши, получившие модифицированные молекулы CR8020, оказались устойчивы к заражению гриппом. Интересно, что ранее другая группа учёных этого же института открыла антитело CR6261, нейтрализующего вирусы гриппа подтипа А1. Авторы открытия полагают, что дальнейшие эксперименты с сочетанием СR8020 и CR6261 помогут разработать высокоэффективное средство против гриппа разновидности А.

И буквально спустя пару дней, после обнародования результатов американцами, с подобным заявлением выступила группа швейцарских и британских учёных руководителем которой являлся Антонио Ланцавеккьи из швейцарского Института биомедицинских исследований.  По их словам они также обнаружили универсальное антитело, получившее название FI6, которое инактивирует все подтипы вируса гриппа домена А.

антитело.jpg
Антитело FI6

Европейцы исследовали около 104 тысяч образцов крови с вирусом гриппа, также проводились исследования на добровольцах, привитых от инфекции. Рентгеновская кристаллография, проведённая совместно с вирусологом Джоном Скелом из Национального института медицинских исследований Великобритании, показала, что антитело FI6 связывается со «стебельком» белка гемагглютинина, который располагается на поверхности вируса гриппа. Стебелёк имеет структуру, которую легко разрушить в результате мутаций, поэтому эта структура почти одинаковая у вирусов гриппа разных подтипов. Этот белок отвечает за способность вируса прикрепляться к клетке-хозяину.

Поставив ряд экспериментов на грызунах, учёные выяснили, что мыши, которым ввели смертельную дозу вируса, выздоравливали после получения антитела FI6. Европейцы уверены, что именно их открытие приведет к созданию универсальной вакцины от гриппа А.

По материалам: Scripps Research Institute