Большое разнообразие человеческой микрофлоры

15.06.2010

Разнообразие человеческой микрофлоры больше, чем считалось ранее. В рамках проекта по сбору данных о микрофлоре человека под названием Human Microbiome Project (HMP), был опубликован анализ 178 геномов микробов, которые живут на или в человеческом теле.

Учёные обнаружили новые гены и белки, которые выполняют важные функции, поддерживая человеческое здоровье и защищая от болезней, выйдя на новый уровень понимания сложности и разнообразия этих организмов. Человеческий микробиом - это все микроорганизмы, которые обитают в или на человеческом теле. Количественно превосходя клетки человека как 10 к 1, некоторые из них вызывают болезни, другие, напротив, помогают нам оставаться здоровыми.

На сегодняшний день, исследователи научились выращивать в лабораторных условиях только некоторые виды бактерий, грибков и вирусов. Но зато геномные техники позволяют идентифицировать даже самое мельчайшее количество ДНК микроорганизмов, находящихся непосредственно на/в человеке и определять к какому они относятся виду, сравнивая генетическую подпись с уже известными последовательностями из базы данных проекта. «Наша работа находится в начальной стадии, которая призвана заложить фундамент под этот амбициозный проект, и является крайне важной для понимания роли, которую играют микроорганизмы в поддержании здоровья и развитии болезней», - заявил директор национального института здоровья Френсис Коллинз (Francis S. Collins). «Мы ещё в самом начале захватывающего путешествия, которое кардинальным образом изменит то, как мы диагностируем, лечим, и, в конечном счёте, предотвращаем многие болезни».

Проект запущен в 2008 году, на средства национального института здравоохранения, который выделил на этот проект 157 миллионов долларов. Он будет длиться 5 лет, в течение которых будет проведена серия последовательно усложняющихся исследований, которые приподнимут завесу тайны над сложным микромиром и человеческим здоровьем. На начальном этапе проекта удалось собрать 178 геномов микроорганизмов, а всего планируется собрать более 900 геномов вирусов, бактерий и грибков. Собранная коллекция станет справочной базой данных геномов. С помощью этой базы данных учёные смогут идентифицировать образцы микроорганизмов, взятые от здоровых и от больных добровольцев. Позднее, они сравнят образцы, взятые от здоровых и от больных волонтёров, выявляя источники болезней. На данный момент образцы берутся из пяти частей тела: пищеварительного тракта, рта, кожи, носа и влагалища. «Хотя мы делаем ещё только первые шаги в попытке сделать это исследование полезным для медицины, нам уже удалось добыть удивительные сведения о разнообразии и сложности микроорганизмов живущих в и на нашем теле», - заявила Джейн Питерсон (Jane Peterson), возглавляющая проект. «Следующими этапами исследования станет выявление взаимосвязи между наличием или отсутствием определённого вида микроорганизмов и различными болезнями».

Исследователи уже успели провести предварительные исследования некоторых функций недавно обнаруженных генов и протеинов, уникальных для некоторых штаммов микробов. К примеру, они обнаружили ранее неизвестную бактерию, которая производит в желудке протеины, которые могут вызывать язву желудка - дыру в поверхностном слое желудка. В дополнение к этому, они обнаружили некоторые новые белки, которые определяют процесс метаболизма сахаров и аминокислот. Одной из основных целей создания справочной базы данных, было расширение возможностей учёных по интерпретации информации, получаемой от метагенемических исследований. Метагеномика - это исследование генетического материала (геномов) полученного от смешанной колонии организмов.

Источник: ScienceDaily