Top.Mail.Ru
Откройте чат или скачайте Viber
Москва

Вы находитесь в городе  Ваш город: 

От выбранного города зависят цены и способы оплаты.
Прессе
Результаты анализов
Результаты анализов
Версия для слабовидящих
Ru
En
Сменить язык
Прессе

Лабораторная работа / «Медицинский вестник»

№ 15 (520), 28 мая 2010 г. Ольга Лутовинова

В настоящий момент в стране существует более 10 тыс. государственных лабораторий и несколько сотен частных. В докризисный период рынок лабораторной диагностики развивался большими темпами, ежегодно увеличивая оборот на 30—40%, сейчас специалисты констатируют его стагнацию, подчеркивая тем не менее, что это явление временное. Несмотря на кажущуюся привлекательность лабораторного бизнеса, многие проекты в этой области убыточны. Эксперты объясняют это тем, что в диагностику приходит много случайных людей.


Теневой сектор

По данным Росстата, объем рынка платных медицинских услуг в 2009 голу составил около 200 млрд руб. Стоит подчеркнуть, что экспертные оценки, как правило, существенно превышают данный показатель в силу того, что в них учитываются кассовые платежи медицинским учреждениям, объем ДМС и теневой сектор. Так, в отношении прошлого года они колеблются в диапазоне 500—800 млрд руб. По подсчетам аналитиков «Финам», сегмент лабораторной диагностики занимает 1—2% от общего объема рынка.

- В докризисный период данный сегмент отличался весьма высокими темпами роста, которые в среднем формировались на уровне около 30% в год, — рассказывает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — Естественно, лидеры рынка демонстрировали и более внушительную динамику роста выручки. Следует отметить, что уровень конкуренции в сегменте пока относительно низкий. Это во многом объясняется сложностью самого бизнеса и достаточно высоким барьером входа — стоимость организации полноценной лаборатории оценивается в 1,5—3 млн долл. США, а процедурного кабинета — 30—80 тыс. долл. Тем не менее в последние годы здесь наблюдается постепенное увеличение числа крупных игроков.

Как утверждают эксперты, точных данных о том, каков на сегодняшний день оборот рынка лабораторной диагностики, нет, потому что статистика в этом направлении не ведется, но, по приблизительным подсчетам, он составляет 100 млрд рублей. При этом платные услуги занимают там около 50%.

Участников рынка лабораторной диагностики условно можно разделить на три группы: частные многопрофильные клиники, государственные медицинские центры, которые оказывают населению платные услуги, и независимые частные лаборатории, специализирующиеся на анализах. Директор медицинского направления сети клиник «НИАР-МЕДИК» Олег Рукодайный говорит также о том, что существует деление на корпоративный и розничный сектора.

Есть сектор корпоративных лабораторных услуг, которыми пользуются медицинские центры и другие лаборатории, не обладающие достаточной лабораторной базой, оборудованием и методами, — уточнил он, — и сектор розничной лабораторной помощи, ориентированный на частного потребителя, который приходит сдавать анализы по собственному желанию или направлению врача.

Конкурентные преимущества

В Москве бесспорным лидером рынка является Независимая лаборатория ИНВИТРО, она имеет 81 медицинский офис и выездную службу. На втором месте «НИАРМЕДИК» — 12 процедурных кабинетов и выездная служба. Клинико-диагностическая лаборатория (КДЛ) «21 век» имеет пять процедурных кабинетов, а «Гемотест» — три. Всего в России насчитывается около десятка крупных игроков, оказывающих лабораторные услуги. Помимо упомянутых это: «Эфис», «Юнимед», «Дитрикс», CMD ЦНИИЭ и другие.

По мнению некоторых экспертов, в последние годы стати активно развиваться лабораторные сети, но есть и другое мнение.

— Существует несколько лабораторий, которые можно отнести к разряду сетевых, то есть имеющих сеть лабораторий и процедурных кабинетов в разных регионах, — считает директор лаборатории BIOMEDICA Сергей Зенкин. — Безусловно, наиболее лакомый кусок рынка — московский, в регионах же ситуация может быть разной: где-то федеральным сетям удалось захватить большую часть рынка, где-то локальные лаборатории настолько сильны, что сети терпят поражение или даже не пытаются выходить на рынок, где-то идет ожесточенная борьба. Надо отметить, что кризис снизил накал конкурентной борьбы. Многим пришлось отказаться от амбициозных планов развития.

— Организовать работу сети гораздо сложнее, — добавил Олег Рукодайный. — Это предполагает затраты на логистику, курьеров, специальное программное обеспечение и дорогостоящее оборудование, поэтому содержать сети могут позволить себе только гиганты.

Традиционно на рынке преобладают широкопрофильные лаборатории, хотя в последние два года наметилась тенденция к узкой специализации.

— Во многих случаях для исключения ошибок в диагностике и получения качественного результата исследования гораздо выгоднее и удобнее воспользоваться услугами крупной централизованной лаборатории, — считает заведующая клинико-диагностической лабораторией ИНВИТРО Елена Чащихина. — Узкий спектр выполняемых исследований приводит к необходимости работы с разными профильными лабораториями, поэтому современная организация лабораторных исследований базируется на создании крупных централизованных лабораторных центров. Во-первых, такой подход обеспечивает равнодоступность лечебных учреждений к новым современным и эффективным методам лабораторной диагностики. Во-вторых, исключает расходы на оснащение сети плановых лабораторий лечебных учреждений. В-третьих, повышает качество медицинской помощи за счет своевременной лабораторной диагностики заболеваний.

По мнению Сергея Зенкина, услуги узкопрофильных лабораторий, часто исторически существующих на базе специализированных ЛПУ, востребованы как пациентами, так и другими лабораториями, для которых выполнение данных исследований в небольших объемах просто нерентабельно.

Для исключения ошибок в диагностике и получения качественного результата исследования гораздо выгоднее и удобнее воспользоваться услугами крупной централизованной лаборатории, убеждена Елена Чащихина.

Эксперты отмечают, что за последние пять лет ужесточилась конкуренция между государственными и частными КДЛ.

— Государственные лаборатории, осуществляющие услуги на коммерческой основе, изначально находятся в более выгодном положении, так как им не нужно платить за аренду помещения, оборудование и т.д., поэтому они могут назначать любые цены за свои услуги, — рассказывает Сергей Зенкин. — Значительная часть платных исследований в таких лабораториях проводится неофициально, это так называемый теневой сектор; фактически не вкладывая ничего, они получают еще и дополнительный доход. Такой подход создает недобросовестную конкуренцию, потому что частники не могут позволить себе снижать стоимость исследований.

— Цены бюджетников ниже, но и качество оставляет желать лучшего, — полагает Олег Рукодайный. — Они работают с дешевыми реактивами, которые не обеспечивают высокой точности. К тому же в государственных лабораториях не проводятся многие виды анализов из-за отсутствия аппаратуры. Во многих ЛПУ есть новейшее оборудование, но зачастую оно простаивает, так как его эксплуатация тоже требует значительных вложений.

Главный критерий


Для лечащего врача лаборатория — это мощный инструмент, позволяющий извлечь максимум информации, необходимой для правильной постановки диагноза, а также проведения своевременной профилактики, значительно повышающей качество жизни пациентов.

— Современный рынок лабораторной диагностики предлагает довольно широкий выбор исполнителей, предоставляющих свои услуги, — рассказывает Елена Чащихина. — Сложность в том, что, на первый взгляд, большинство предложений схожи, так как строятся на «3-х китах»: качество, сервис, цена. При этом ни одна лаборатория не сможет обеспечить лучшие условия сразу по всем трем параметрам. Качественные услуги по определению не могут стоить дешево.

Единственный реальный критерий, по которому можно оценить лабораторию, по мнению специалиста, — это не форма собственности (частная она или государственная), а система контроля качества, которую обязана иметь каждая современная лаборатория.

— Но сама система контроля качества не создает «качества», — продолжает Елена Чащихина. — Оно возможно только в результате правильного выбора используемого оборудования и профессионализма персонала. Важно понимать, что, как и в любой сфере человеческой деятельности, ошибки, совершаемые в клинико-диагностических лабораториях, неизбежны. Задача каждой лаборатории — с помощью системы обеспечения качества создать надежный набор инструментов, позволяющий выявлять ошибки и проводить целенаправленные мероприятия, сводящие их к минимуму.

— Самая большая проблема в сфере лабораторной диагностики — тотальная экономия, — утверждает Сергей Зенкин. — Экономят на всем: на реактивах, на контроле качества, на квалификации персонала, поэтому часто результаты анализов бывают противоречивы. Особенно грешат этим мелкие лаборатории. Поэтому для сдачи анализов лучше выбирать крупную, зарекомендовавшую себя независимую лабораторию, а простые анализы и вовсе лучше сдавать в государственной.

Дебет минус кредит

Первый вопрос, который встает перед желающими войти в лабораторный бизнес, — наличие стартового капитала. Если для организации лаборатории необходимы миллионы долларов, то процедурный кабинет обойдется в десятки тысяч, поэтому многие инвесторы предпочитают открывать кабинет по забору биологического материала и заключать договор на проведение анализов с крупной лабораторией, оснащенной по последнему слову техники. — Такой вид бизнеса очень популярен в последние годы, — утверждает руководитель департамента развития франчайзинга компании DELOSHOP Нина Семина. — Кроме того, сейчас активно развиваются франчайзинговые программы, позволяющие купить уже готовый бизнес под известной торговой маркой.

Например, лаборатория ИНВИТРО предлагает стать хозяином медицинского офиса за 196 тыс. руб. с ежемесячными отчислениями в размере 28 тыс., предполагаемый капитал на открытие бизнеса оценивается в 2,5 млн руб. Преимущества франчайзинговых программ очевидны: кроме бренда и отлаженной схемы ведения бизнеса, предприниматель получает значительную скидку на услуги продавца франшизы — стоимость проведения анализов для него будет на 40% дешевле, чем для заказчика со стороны.

Между тем, по мнению экспертов, рентабельность лабораторного бизнеса невысока.

— Многие попали в этот бизнес, не имея четкого представления о нем, не являясь профессионалами в сфере лабораторной диагностики, а экономика лаборатории весьма специфичная вещь, — рассказывает Сергей Зенкин. — Открытие и содержание лаборатории — очень затратное мероприятие, самая сложная задача здесь — привлечение клиентов ввиду большой конкуренции. Часто бизнесмены принимают решение об открытии лаборатории или процедурного кабинета, ориентируясь только на техническую себестоимость анализов, но чтобы данный вид бизнеса действительно приносил доход, необходимо затрачивать большие деньги на рекламу, продвижение бренда и нести массу дополнительных расходов. По данным экспертов, лаборатория ИНВИТРО вышла на самоокупаемость только через пять лет, «СИТИЛАБ» до сих пор убыточен, так же как «КДЛ ТЕСТ» и многие другие. В среднем рентабельность лабораторного бизнеса принято оценивать на уровне 30—40%, но, на практике получается, что эти цифры сильно завышены. Самым успешным проектом в области лабораторной диагностики считается американская лаборатория Quest Diagnostics, имеющая в год около 10% чистой прибыли. В России таких проектов пока еще не существует.

Контакты центральной пресс-службы

Почта для СМИ: pressa@invitro.ru
Для коммерческих предложений по рекламе и полиграфии:reklama@invitro.ru

Подпишитесь на наши рассылки

Подписаться
gifts2023
Свяжитесь с нами